История одного перелёта, или как авиакомпания Thai Lion Air воспитывает в пассажирах дух настоящих путешественников

Самолёт в аэропорту
Юго-Восточная Азия с её более чем полумиллиардным населением густо покрыта сетью авиамаршрутов. Лоукостеры давно и прочно заняли свое место на рынке, связав воедино этот регион с Китаем, Индией и Австралией. И даже Ближний Восток захватили. То есть, обратили коммерческий взор на половину населения планеты (свыше трех миллиардов человек). Такое широкое поле деятельности предполагает бешеный ритм и постоянное движение; подобная динамика не обходится без сбоев. Никогда. С одним из багов в этой матрице пришлось столкнуться лично.



С острова Пхукет в Хошимин

Волею судеб небольшой компании праздношатающихся туристов захотелось поближе познакомиться с социалистической республикой на востоке Индокитая, любимой россиянами не меньше, чем Таиланд. И задача-то стояла простенькая — добраться с тайского Пхукета до вьетнамского Хошимина. Но тут, как говорится, редкая птица долетит до середины Днепра, а авиаперевозчики — из пункта «А» до пункта, нужного конкретному туристу, потому что у экономики жёсткие законы и по ним самолёты летают в основном из базовых аэропортов. Для Thai Lion Air это бангкокский Don Mueang. Поэтому все полёты начинаются и заканчиваются здесь, а периферийные точки, да еще и в разных странах, прямого сообщения не имеют. Это такая грандиозная и запутанная 4D-модель из рейсов, где дополнительным измерением выступает время. Но всемогущая «Система бронирования» именно для вас любезно свяжет разрозненные элементы в единый маршрут, например, с райского острова в южную столицу Вьетнама с непродолжительной пересадкой в Городе Ангелов.

Перед покупкой билета в голову не пришло, что перелёт фактически будет состоять из двух неодинаковых по правовому статусу элементов: внутреннему и международному. И пролетев по воздуху не одну тысячу миль, познакомившись с десятком-другим воздушных гаваней, проехав наземным транспортом сотни километров, а значит, побывав в самых разнообразных ситуациях, то есть имея какой-никакой опыт, мы должны быть готовыми ко всему. Должен был сработать встроенный предохранитель, должна загореться пресловутая сигнальная лампочка — уточните в Интернете информацию о порядке оказания подобных услуг этим авиаперевозчиком. Не сработало, не загорелось.

Маленькое уточнение о том, почему перед предстоящим перелётом нелишним будет почитать отзывы. Например, коварная Air Asia на Пхукете даже не смотрит на вашу ручную кладь, а в Куала-Лумпуре взвешивает и «отсантиметровывает» ее. А ведь для тех, кто полетел туда-обратно, чтобы пересечь границу и получить новый 30-дневный штамп это очень важно! Как-то пришлось сверхнормативные полтора килограмма сдавать в багаж за сравнимую по перелёту стоимость.


Регистрация на первый сегмент стыковочного рейса в Пхукете


Но вернёмся на райский остров. На подъезде к аэропорту закралось сомнение: если билет в другую страну, то нужен ли терминал внутренних линий? Примерив подобные обстоятельства на, допустим, перелет «Аэрофлотом» из Сочи в Рим, станет ясно, что таможню турист проходит в Москве, хоть маршрут и начинается на Чёрном море. Посему смело зашагав по направлению к старому зданию пхукетской воздушной гавани, мы даже не догадывались о предстоящих приключениях.

Фактор времени в той обстановке играл ключевую роль, но судьба уже начала проверку на прочность и устроила на пути к цели пару вялотекущих процессов: «неожиданно» затормозили бесконечные очереди на досмотре при входе в здание и змейка страждущих у стоек сдачи багажа. Времени до окончания регистрации оставалось совсем немного, с собой лишь ручная кладь и можно распечатать посадочные талоны в автомате, но закаленная милями интуиция подсказывала — лучше обратиться на стойку авиакомпании. Во-первых, «ну, мало ли...». Во-вторых, таким способом у лоукостера можно получить места получше не затратив ни сатанга.

Эта тактика сработала по обоим указанным направлениям и, возможно, сберегла необходимые минуты, чтобы не опоздать. Просьбу «у окошка» любезно выполнили, но на посадочном до Бангкока поставили штамп international и вежливо добавили: «плиз го ту зе офис», махнув головой в сторону конторки напротив. В тот момент показалось, что произошла нештатная ситуация, сбой в отлаженном механизме, а в обычном режиме-то всё нормально, без хитросплетений, просто не повезло нам.

Представитель перевозчика, посмотрев наши билеты, что-то накалякала в телефоне, сфотографировала нас и со словами: «фолоу ми», рванула к выходу. По пути к шаттлу, курсировавшему между старым и новым терминалом (стройка только закончилась и царил совершеннейший бардак, пешком идти — заплутаешь), она успела объяснить, что нужно пройти паспортный контроль и следовать к выходу 5.


Таможня в пхукетском аэропорту на стыковочных рейсах


В смысле, перейти границу?! Вспоминаем размышления об аэрофлотовском «Сочи — Рим» и примеряем к сложившейся обстановке. Это тоже «домашний» рейс до столицы этого самого государства и путешественники до окончания внутреннего (!) перелёта пребывают в статусе «не покинувших страну». Какая таможня?! Как лететь?! Что происходит?! В ответ: «донт ворри, траст ми», так надо.

Время натянулось как струна, воображаемые секундные стрелки громкими отзвуками тикали в сознании. Шаттл пуст. Когда отправляемся? «Сабай» — ответил водитель. И когда его субъективное расписание сказало: «Поехали!», обнаруживаем, что пропал второй посадочный талон из Бангкока. Бегом обратно! А на входе опять эта непробиваемая толпа на досмотре!..

Но билет нашелся (выпал на стол в офисе Thai Lion), шаттл поехал… Здесь сделаем лирическое отступление: какими принципами руководствуются управленцы авиакомпании оказывая такую замудреную услугу иностранным гражданам, предположительно не владеющим английским или тайским языками? И второй вопрос: какими принципами руководствуются российские граждане, посещающие иностранные курорты, не утруждающие себя изучением элементарных английских слов и выражений и строящих общение в стране улыбок на чистом русском языке, да и ещё и без этих самых улыбок?

То что произошло дальше, объясняется выражением «тайцы такие тайцы». Таможня пройдена.
Пытаемся сориентироваться, ищем те самые пятые ворота. Поодаль скучает тайка с бейджем на груди, то есть, скорее всего, сотрудник аэропорта. Ну стоит и стоит. А мы вдумчиво рассматриваем указатели, переходим от одного к другому... и она вроде как идёт. И вот она уже просто шагает с нами в ногу. Оказалось, в мессенджере ей переслали фото для опознания «целей», но процесс узнавания подзатянулся, поэтому и обратилась она к нам не сразу.

Дальше она повела нас служебными переходами в зал вылета местных линий, где эти пятые ворота были, есть и будут во веки веков. Из чего следует, что если нарушится коммуникация между сотрудниками, тот же Whats App, например, зависнет или пакет интернета закончится, то тайка не получит фото, объекты не опознает, не встретит, и никто никогда не найдёт пятый выход в зале международных вылетов, потому что его там нет. Он в старом здании, во «внутреннем» терминале, где, собственно, и начались приключения.

Как это всё назвать? Пресловутым тайским «май пен рай»? Есть конечно, здесь доля истины, но ведь не кондиционеры же чинят, а людей по воздуху перемещают! Тем более эта тайская бюджетная авиакомпания всего лишь дочка индонезийской Lion Air, следовательно, порядок устанавливает руководство в Джакарте. Хотя… у индонезийцев тоже может быть свой «май пен рай», да побезжалостнее любого другого.

И вот он наконец-то заветные «Gate № 5»! Не опоздали ведь, несмотря на все приключения! Но спутавшиеся окончательно мысли не давали покоя. Чисто формально, по документам (даже отметка соответствующая в паспорте есть!) мы покинули Таиланд. Оказались в чистой зоне. Но всего один коридор и опа — снова в Королевстве! А как же авиационная безопасность? Хотя все спокойны. Стикеры на футболки приклеили (Lion connect) и летите себе! Юридически — за пределами государства. Фактически — на воздушном судне с людьми, которые Таиланда не покидали, так как борт самолёта это тоже его территория (по международному праву определяется портом приписки). Сложно как-то всё. И тут бы следовало задуматься о том, как в Бангкоке выйти из сумрака, в смысле оказаться в стерильной зоне, но столько приключений!.. А матрица сбоила еще в одном фрагменте своего кода.


Пересадка в бангкокском Don Mueang


Старый аэропорт «Величественной Столицы Мира» обслуживает бюджетных авиаперевозчиков — такая себе автостанция в российском райцентре. И когда на часах 2.30 — это означает, что наступила глухая безлюдная ночь, привычной суеты нет, да и вообще никого нет: ни спешащих пассажиров, ни работников, офисы закрыты. Двести прилетевших с нами попутчиков быстро растворились в пространстве и вот в этой пустоте мы топаем по территории государства, которое по паспортам давно покинули. Куда идти не понятно. Есть только автоматическая дверь в большой мир. Перейдёшь её — и нарушитель. Обратно без проблем вернёшься ли? Единственная спасительная идея, посетившая в безлюдной постапокалиптической атмосфере — это обратиться к экипажу. Пришлось бежать обратно к самолёту. Стюардессы как раз из него вышли и проникнувшись нашим положением, с кем-то связались по телефону, а затем проводили до справочной перевозчика и вытащили оттуда сонного сотрудника. Он взял нас в оборот, а наши спасители удалились отдыхать.

«В оборот», конечно, громко сказано — он не произнес ни слова нарушителям его сна. Кому-то звонил, что-то писал в смартфоне. В тот момент по понятным причинам мы находились не в стерильной зоне. То есть необходимо каким-то образом в неё попасть, минуя таможенников. Но эти проблемы больше не волновали. Предшествовавшее нервное напряжение, очень ранее утро и усталость давали о себе знать. Да и официальный представитель рядом — пусть выполняет свою работу, а наша задача — молча выполнять его указания.

Через десяток минут такого стояния мы вернулись на полпути к выходу из телетрапа и остановились у огромной стеклянной перегородки с дверью и скучающими рядом мобильными стендами трёх авиакомпаний. Они информировали о том, что здесь и находится тот самый «connect». То есть в час-пик, когда прибывающих бортов много, представители перевозчиков встречают «своих» пассажиров с табличками, похожими на наклейки на одежде, и организуют их проход в международный терминал. Но опоздавший рейс и поздняя ночь внесли правки — все разбежались по укромным уголкам спать. Примерно вот так, на стуле, в позе эмбриона:

Спящий работник на стуле

«Проводниц» мы ждали еще минут 20. А дальше предполетный досмотр, коридоры, двери, электронные замки и наконец-то зал ожидания! Здесь за чашечкой остро необходимого, желанного, но так и не выпитого кофе, подумалось: «Хорошо, что на нашем месте не оказался пожилой вьетнамский рисовод, возвращавшийся со свадьбы дочери, вышедшей замуж за филиппинского бизнесмена. Он бы точно попал в историю».

Кофе, кстати, не выпился потому что весь общепит не работал до утра. А к тому моменту, когда не выспавшийся персонал разнообразных забегаловок начал разогревать кофемашины, мы на высоте 5 тыс. метров делали круг над прекрасным утренним Бангкоком, следуя курсом на таинственный Хошимин. Но особой печали не было — мы летели! И летели мы в кофейную Мекку!

Над Бангкоком

Комментарии