Среднестатистическому туристу не представляется возможным осмотреть все храмы Чиангмая. Но эта древность, без сомнения, включена в план посещения достопримечательностей любого путешественника.
Храм находится почти в центре старого города за крепостными стенами. Представляет классическое культовое буддийское сооружение со ступой и вихарнами. Считается, пожалуй, главным религиозным комплексом из-за размеров чеди, поэтому множество туристов посещает это место только с целью увидеть ее воочию.
Королевская ступа возводилась почти целый век. Для погребения праха своего отца в XIV веке стройку начал седьмой по счету представитель династии Менграя Великого - Король Saen Muang Ma. Прижизненно он не успел завершить начатое и дело продолжила его жена, а позже наследники. Завершилось строительство в 1475 г.
Ступа восстановлена в начале 1990 гг. Финансируемая ЮНЕСКО реставрация вызвала немало нареканий касаемо стиля - новодел содержит множество элементов, присущих архитектуре Центрального Таиланда, нежели - особенностям строительства Королевства Ланна. Расхождение с историческим стилем допустили и в 1995 году, когда пустующую восточную нишу украсили точной копией Изумрудного Будды, выполненной из чёрного нефрита.
Храмовый комплекс интересен и другими объектами, например, вихарном. Он построен в 1928 году и примечателен находящейся внутри статуей золотого Будды того же возраста что и чеди. Вход свободен, наблюдать службы не запрещено. Единственное ограничение — границу отделённого для монахов пространства простым смертным пересекать запрещено.
Пожалуй, главной деталью храма является Лак Муанг. По сути, это столб, дающий старт строительству города и символизирующий начало всех начал. Тайцы верят, что в нём живут духи-хранители поселения, поэтому над столбом возводится часовня. В помощь духам король Chao Kawila посадил три диптерокарповых дерева (самый высокий организм планета Земля — вырастает до 70 метров). До наших дней дожило только одно из них. И его исполинское одиночество поражает воображение!
Лак Муанг (переводится как городской столп) напоминает фаллический символ, чем вводит многих в заблуждение относительно заложенной в нем идеи. На самом деле, столб представляет собой стилизацию ростка риса — основу жизни всей Юго-Восточной Азии. Местные жители верят в то, что это тот камень, который установил при закладке города его основатель — Менграй Великий.
Другая интересная фигура — это толстый Будда, разодетый в веселые цвета. Подобный образ, конечно, не сочетается с окружающим пространством: суровые наги на перилах, величественное дерево, торжественный вихарн... и тут такое! Божество, отмеченное тенью порока, сбивает с толку. Но как ни странно, ничего необычного в этом образе нет.
В своей истории буддизм ссылается на два исторических персонажа, изображаемых в непривычном образе. Причём, ни один из них Буддой не является.
Тот образ и символ Будды, к которому мы привыкли - это Будда Шакьямуни и жил он 2500 лет назад. Но с точки зрения буддизма, будда — это не конкретная историческая личность, а несколько просветленных, периодически приходящих в наш мир путём реинкарнации каждые 5000 лет.
Первое предположение относит к одному из учеников Будды нашей исторической эпохи, известному как Пхра Сангкаттяй. По преданию он был так невероятно красив, так божественно прекрасен, что все вокруг были очарованы совершенством и нередко влюблялись без памяти. Однажды в него влюбился отец семейства, который бросил жену и детей ради объекта обожания. И чтобы не рождать в людях: и в женщинах, и в мужчинах разрушительных чувств, он с помощью медитации, практически одномоментно, облёк себя в такое тело.
По другой версии - это реально живший человек, буддийский монах Хотей, странствовавший по Китаю с холщовым мешком, наполненным предметами простых житейских удовольствий: конфетами, подарками, а то и сокровищами. Существует и противоположное мнение - в мешок он собирал все беды и несчастья людей. Хотя, наиболее правдивой легендой является та, согласно которой монах собирал в мешок подаяния, как и надлежит служителям культа, а само холщовое вместилище по-китайски как раз и звучит «хотей».
В нашей с вами современности для людей, исповедующих буддизм в Китае, Таиланде и Японии Хотей стал олицетворять богатство и удачу, поэтому он изображается с монетками и драгоценностями. Но в чиангмайском храме статуя монаха лишена подобной атрибутики, исходя из чего можно предположить, что это Пхра Сангкаттяй. Кстати, в буддийских храмах изваяния Будды редко бывают одинокими - с ним рядом часто находятся статуи самых прилежных учеников и верных последователей.
Деталь храма, о которой также упомянуть - это наги, змееподобные существа, символизирующие мудрость и связь человека с небесами. Практически на любой лестнице храма их телами обрамлены перила, так как в архитектуре мифологические образы призваны защищать строения от посягательства злых сил, которые особо нежелательны в вихарах, где молятся и совершают обряды монахи.
Храм - это не только место для молитвы
Северная столица Таиланда довольно суматошное место, а храмы являются потайными комнатами, в которых удивительным образом хранятся нетронутыми умиротворение и тишина. Это особо заметно с наступлением сумерек, а затем и темноты - как только солнце приближается к горизонту, всё вокруг окрашивается в тёплые тона, а с наступлением ночи - становится таинственным. Поэтому некоторые буддийские храмы являются отличной альтернативой тенистой аллее или городскому парку. Ведь это центр жизни - здесь и рынок выходного дня, и приятная рекреационная зона для отдыха и ухода от повседневной суеты.
Комментарии
Отправить комментарий