Wiang Kum Kam - памятник истории под Чиангмаем

Если спросить у чиангмайцев, на какие достопримечательности, за исключением огромного количества храмов, стоит обратить внимание в округе, то они обязательно посоветуют деревню Wiang Kum Kam, которая в действительности является руинами исчезнувшего города.

Храм обезьян

Что означает название Wiang Kum Kam?
История города
Как добраться до Wiang Kum Kam?
Храмы Wiang Kum Kam


Что означает название Wiang Kum Kam?


Первое упоминание словосочетания «Вианг Кум Кам» встречается на камне с надписями, обнаруженном в одном из храмов. Первое слово сомнений не вызывает и переводится как «город-крепость». Второе — в древнем языке имеет значение «защищать» (на современном диалекте центральной части Таиланда – «охранять», «оберегать»), а «Кам» обозначает «страна». Хитросплетения этих древних языков (а «кам» присутствует и в бирманском со значением «дом») позволяют сделать вывод о том, что «Вианг Кум Кам» переводится как «город, защищающий страну» либо «защищать страну».


История Wiang Kum Kam


Крепость была образована в 1286 году Менграем Великим, основателем Королевства Ланна. Прежняя столица Hariphunchai — ныне Lamphun (существует и по сей день) имела небольшие размеры и не могла расширяться из-за крепостной стены. Поэтому, учитывая растущие путём завоеваний потребности молодого государства, новая должна была стать экономическим и политическим центром, а Hariphunchai — религиозным. Но судьба распорядилась по-своему.

Kum Kam возводили на берегу реки Пинг и огородили паводковым рвом, что, однако, не спасло его от частых наводнений. Дальновидным ли был король, построивший город в низине? Чтобы ответить на этот вопрос, следует учесть, что семь веков назад эти северные земли не пронзали бетонными лентами широкие автострады, а в небе не летали железные птицы. Поэтому основными средствами коммуникации были реки.

Пинг, беря своё начало на севере Таиланда, впадает в самую крупную водную артерию региона – р. Чао Прайя на юге. Такое расположение способствовало перемещению товаров из Китая до Сиамского залива — южных границ Сукхотаи, государства-союзника Ланны, ведь уже тогда период интенсивной торговли Поднебесной со всем миром составлял более тысячи лет. И великий правитель не мог оставить этот факт без внимания.

В связи с тем, что историки характеризуют присоединение новых территорий к Ланне как сплотившее народы в оборонительных целях, значение реки многократно возрастает. А именно подразумевается ее функция в качестве канала связи и пассажирского маршрута. К тому же ирригационное предназначение в таком регионе играет огромную роль. В переводе с тайского королевство именуется «Ланнатай», что дословно означает «Миллион рисовых полей». И рису, как известно, требуется много воды для роста, а крестьянам — близкое расположение порта.

В 1296 году Менграй Великий основал следующую столицу – Чиангмай (переводится как Новый город). Одной из причин её переноса историки называют частые затопления Кум Кама. Но письменных свидетельств как таковых не сохранилось, и среди ученых нет единого мнения по этому поводу. При этом геологические данные явно указывают на то, что серьёзно город затапливало только один раз, о чём свидетельствуют следы воздействия воды на постройки, отмеченные на уровне 2-3 метров от тогдашнего уровня почвы.

Другой предпосылкой переноса столицы называют частые нападения на неё со стороны бирманцев. Но эта гипотеза в основном отвергается, а в качестве доказательства в пользу первого предположения приводят факт изменения русла реки, которое в XIII веке пролегало восточнее. То есть, обустроенный по периметру крепости отводящий канал перестал справляться со своей функцией и люди были вынуждены покинуть это место.

Во многих источниках отмечено, что самое масштабное наводнение, похоронившее город, произошло вскоре после того, как Чиангмай стал столицей. Однако археологи придерживаются теории, что оно случилось гораздо позже, в конце XVI века. А до этого момента Кум Кам функционировал как форпост, преграждая набеги западных соседей; почти три столетия приходил в упадок и был окончательно заброшен после установления предшественником Мьянмы вассального управления над Ланной.

По прошествии еще двухсот лет Ланна перешла под протекторат Сиама и в этих краях обосновались ничего не подозревающие о давней катастрофе подданные нового государства. А в 1984 году при добыче глины местные жители наткнулись на древний город. После этого начались активные археологические изыскания, породившие как научные открытия, так и банальные земельные споры.

С одной стороны, были добыты материальные свидетельства, касающиеся тайского языка, позволяющие проследить эволюцию разговорной и письменной речи. С другой — за пару столетий люди вросли корнями в эти земли и с конца 1980 годов не все нужные участки изъяты, поэтому некоторые из построек не удаётся раскопать до конца.


Как добраться до Wiang Kum Kam?


На популярный вопрос: «Что посмотреть в Чиангмае?» одним из ответов будет: Кум Кам. А если это не дворец и не музей, а целый город, то что посмотреть в Wiang Kum Kam?

Будет ошибкой планировать экскурсию на основе только карт или невнятных путеводителей. Они указывают на точку Wiang Kum Kam — идите и смотрите. По указанным координатам очутишься у двух разрушенных фундаментов от построек непонятного происхождения с частично сохранившейся ступой из красного то ли кирпича, то ли камня.

Храм Обезьян Wat Nan Chang

Рядом больше ничего нет, кроме разваливающихся павильонов XXI века. И приходит осознание, что поездка была зазря. На самом деле, это наследие, дошедшее до наших дней, состоит из приблизительно 25-ти объектов. Для туристов будут познавательными только 9 храмов, причём один из них действующий и в нём живут монахи.

Если обратиться в туристическое агентство, то ни о чём не стоит беспокоиться: предусмотрены услуги трансфера, сопровождения, гида. Это способ получить максимум информации с минимумом усилий. Организаторы даже могут объединить экскурсию с туром по реке Пинг.

В случае самостоятельной поездки не стоит принимать во внимание информацию из Гугл-карт или TripAdvisor`а — они отображают всего лишь одну из точек маршрута, а не достопримечательность целиком. Для полноценной экскурсии нужно добраться до информационного центра, находящегося в километре от того места, которое показывает Google, а именно вот здесь:



Это начало осмотра со всеми присущими атрибутами: музеем, схемами передвижения, прокатом велосипедов, услугами перевозки. Если лень крутить педали, то можно арендовать конный экипаж или купить билет на "трамвай", который сопровождает гид.

Храмы Wiang Kum Kam`а


Указанные 9 объектов являются храмами или монастырям, отличительными признаками которых является наличие ступ — куполообразных строений и вихар — зданий для отправления культа, проживания и др. Ступы в разных течениях буддизма бывают круглые (чеди), квадратные или с большим количеством граней. Изначально устанавливались поверх захоронений. В более поздние времена их строили в честь какого-либо события и нередко использовали в качестве реликвария. В подавляющем большинстве они монолитны, без внутренних помещений.

Wat Chedi Liam. Первоначальное название Wat Ku Kham (Храм золотой Ступы). Годом его основания считается 1287, то есть он чуть младше самого города. Восемь столетий — серьёзный возраст, но это не мешает храму выполнять своё предназначение и в наши дни. В нём бурлит повседневная религиозная жизнь чиангмайцев, в том числе, с неотъемлемым атрибутом — рынком выходного дня. Главная ступа храма копирует стиль такого же сооружения в Hariphunchai, откуда, как уже упоминалось, была перенесена столица. Храм реставрирован в 1992 году.

Wat That Noi. Маленькая ступа или Маленький храм. Почти полностью разрушен, остался только фундамент.

Wat Chang Kham или Храм слона (Храм держащего Слона). Образует группу с предыдущим. Название происходит от скульптуры животного, поддерживавшего один из элементов вихары. Согласно летописям, 18-метровая ступа храма имела два яруса: на первом по четырём сторонам света располагались статуи сидящего Будды, а на втором — фигуры Бога Индры, Богини матери и индуистских святых.

Wat E-Kang, Храм Обезьян. Кан, на северном тайском диалекте, это название животных семейства мартышковых, которых много водилось в здешних местах. То есть сами приматы не имеют прямого отношения к храму. Этот комплекс, в отличие от двух предыдущих, дошёл до наших дней с неповреждённой куполообразной чеди, размещенной на основании в форме цветка лотоса. У вихары отлично сохранилась база, на которой уцелели остатки 16 колонн, поддерживавших крышу. Предполагается, что сооружение разрушено потопом в XVII веке. Его раскопки продолжаются и сейчас.

Wat Thatkhao, Храм Белой Чеди. Название говорит само за себя. Здесь отреставрированы частично уцелевшие остатки стен, фундамента и основание ступы. При раскопках найдены амулеты XV века, изображения Будды на кирпичах, покрытых известью. Дальнейшие исследования приостановлены из-за споров о земле.

Wat Nan Chang назван именем жившего при его возведении помещика. Кроме фундаментов от зданий ничего не осталось, но они  интересны тем, что представляют собой следы двух построек, первые из которых впоследствии частично расширены новыми. Ещё одна интересная деталь — храм ориентирован на север, в то время как все остальные — на восток. Находки дополнились двумя сосудами с керамическими пластинами китайской династии Мин, что подтверждает значение реки Пинг в основании Кум Кама и устраняет многие исторические противоречия о связях королевства с Китаем. Именно на этот храм указывает Google в своих картах.

Wat Oong Dam, Храм Чёрного Будды, своим титулом обязан найденной здесь обожжённой бронзовой статуе. Сейчас посетители могут увидеть остатки привычно обустроенных вихары и чеди. Немного южнее, расположился Wat Phaya Mangrai, Храм Менграя Великого. По некоторым данным, это два сектора одного монастыря, имевшего первостепенное значение в Кума Каме.

И, наконец, Wat Pupia. Имя дано местными жителями и не содержит определённого смысла, а в источниках — не упоминается. Ступа была единственным сооружением, возвышавшимся над землей. Всё остальное покрыто 1,5-метровым слоем ила, под которым археологи обнаружили старые стены с элементами лепнины в форме спиралей и цветочных узоров. Дальнейшие раскопки прекращены ввиду земельных споров. Хотя предполагается, что неизученная прилегающая местность таит на глубине и другие постройки.

Вот эти девять объектов, по которым проложен туристический маршрут. Из остального можно отметить Wat Kumkam, Wat Phan и еще около 15 остовов различных зданий. Немало древних развалин разбросано и за крепостными стенами, которые, кстати, частично уцелели вместе с уже упоминавшимся искусственным каналом.

Зрительно всё это смотрится довольно непривычно - современный тайский деревенский пейзаж то тут, то там перемежается фрагментами вековых кладок из камней. Представьте, что заурядный российский дачный посёлок с его домами, магазинами, автобусными остановками испещрён обломками эпохи зарождения Московского княжества!

Безусловно, Wiang Kum Kam представляет интерес как для специалистов, так и для многих путешественников. Чтобы понять историю этих мест, нужно либо знать английский язык и осмысливать речь гида, либо — одолеть немало разнообразных баз данных. Поэтому настоящий материал нацелен проинформировать об этой достопримечательности немного шире, чем рассказано в путеводителях.

Неоспоримым преимуществом музея под открытым небом является то, что археологические исследования ведутся до сих пор и многое еще находится под тоннами глины, песка и ракушечника. Кто знает, какие тайны там сокрыты? Возможно, именно завтра будет разгадана одна из них и кому-то посчастливится присутствовать при этом в числе первых.

Комментарии